Оглавление I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ................................................................................................................ 2 1.1. Пояснительная записка..................................................................................................... 2 1.2. Цель и задачи программы ................................................................................................ 2 1.3. Принципы построения и реализации программы .......................................................... 2 1.4. Ценностные ориентиры .................................................................................................... 3 1.5. Результаты освоения программы .................................................................................... 3 1.6. Система отслеживания и оценивания результатов развивающей работы .................. 4 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ............................................................................................... 5 2.1. Раздел «В мире звуков и букв» ........................................................................................... 5 2.2. Раздел «Занимательная математика» ................................................................................. 5 2.3. Материально-техническое обеспечение программы:....................................................... 5 III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ........................................................................................... 6 3.1. Учебно-тематический план ................................................................................................. 6 3.2. Методическое обеспечение к программе........................................................................... 8 Список литературы: ....................................................................................................................... 9 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа по подготовке детей 5 – 7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и УМК «Планета знаний» «В мире звуков и букв», «В мире чисел и цифр» авторов Т.М.Анриановой, И.Л.Андриановой. Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта. Программа имеет социально-педагогическую направленность и предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально- волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов; подготовка к умению читать и писать, развитие речи и произвольности психических процессов; развитие интереса детей к математике в процессе ознакомления с количеством и счетом, изменением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Задачи программы: обеспечение преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни; формирование и развитие у ребенка необходимого уровня двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности, познавательных способностей, образного мышления и воображения, словесно-логического мышления; формирование умений общаться со сверстниками и взрослыми, необходимого уровня монологической и диалогической речи; формирование целостных представлений о мире; создание условия для развития детей старшего дошкольного возраста, позволяющие им в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика. 1.3. Принципы построения и реализации программы Основными принципами подготовки к обучению являются: учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей; единство развития, обучения и воспитания; уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью комплексный подход при разработке занятий вариативность содержания и форм проведения занятий систематичность и последовательность занятий; сознательность и творческая активность; наглядность; доступность и достаточность. Порядок организации работы по программе: продолжительность обучения 9 месяцев (сентябрь– май); наполняемость групп детей дошкольного возраста до 10 человек; временная структура – 1 занятие 2 раза в неделю; продолжительность занятия 30 минут с перерывом на 3 минуты. 1.4. Ценностные ориентиры На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс. Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами: физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами; знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме. 1.5. Результаты освоения программы По окончанию изучения программы ребенок научится: правильно произносить все звуки; выделять из слов звуки; отчетливо и ясно произносить слова; выделять слова и предложения из речи; соблюдать орфоэпические нормы произношения; раскрывать смысл несложных слов; давать описание знакомого предмета; пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорнымиллюстрациям; составлять предложения по опорным словам, по заданной теме; различать геометрические фигуры по форме, по цвету, по размеру; называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10; определять количество предметов в пределах 10, соотноситьколичество с цифрами; устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении; присчитывать и отсчитывать по одному, по два; ориентироваться в пространстве; ориентироваться в тетради в клетку. 1.6. Система отслеживания и оценивания результатов развивающей работы Цель диагностики: выявление уровня речевого развития и уровня развития математических представлений ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия), изучение личностно-социального поведения. Для диагностики используются материалы Л.Паньковой «Проверяем готовность ребенка к школе» и О.Н.Земцовой «Тесты для детей 5-6 лет». II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Раздел «В мире звуков и букв» Содержание данного раздела позволяет организовать работу по направлениям: подготовка к обучению чтению и развитие связной речи. При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение, ее особенности. Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения. В программе предусмотрено развитие активного словарного запаса путем работы над лексическим значением слов. Развитие речи – неотъемлемая часть подготовки детей к чтению. Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребенка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова. 2.2. Раздел «Занимательная математика» Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, ориентироваться в пространстве. Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; логическая подготовка, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; символическая подготовка – подготовка к оперированию знаками. Работа по развитию и укреплению мелкой моторики рук. Штриховка (Тетрадь в линию); Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные. Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на уроках математики. 2.3. Материально-техническое обеспечение программы: магнитная доска, цветные маркеры, простые карандаши; цветные карандаши: синий, красный, зеленый, желтый на каждого ребенка; тетради в крупную; тетради в косую линейку, касса букв и слогов, касса цифр, счетные палочки, пеналы с разрезным раздаточным материалом. III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Учебно-тематический план «В мире звуков и букв» (1 занятие в неделю) № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Содержание раздела Количество занятий Речь. Слово. Звук. Слоги. Буква Аа. Буква Яя. Буква Оо. Буква Ёѐ. Буква Уу. Буква Юю. Буква Ээ. Буква Ее. Буква Ии. Буква Ыы. Гласные звуки и буквы гласных. Повторение. Звуки [м], [м’]. Буква Мм. Звуки [н], [н’]. Буква Нн. Звуки [р], [р’]. Буква Рр. Звуки [л], [л’]. Буква Лл. Звуки [г], [г’]. Буква Гг. Звуки [к], [к’]. Буква Кк. Звуки [з], [з’]. Буква Зз. Звуки [с], [с’]. Буква Сс. Звуки [д], [д’]. Буква Дд. Звуки [т], [т’]. Буква Тт. Звуки [б], [б’]. Буква Бб. Звуки [п], [п’]. Буква Пп. Звуки [в], [в’]. Буква Вв. Звуки [ф], [ф’]. Буква Фф. Звук [ж]. Буква Жж. Звук [ш]. Буква Шш. Звук [ц]. Буква Цц. Звук [ч’]. Буква Чч. Звук [щ’]. Буква Щщ. Звуки [х], [х’]. Буква Хх. Звук [й’]. Буква Йй. Буквы Ьь, Ъъ. Закрепление пройденного. Всего 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 36 «Занимательная математика» (1 занятие в неделю) № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Содержание раздела Отношение часть-целое. Пространственные отношения: на, над, под. Пространственные отношения: справа, слева. Пространственные отношения: между, посередине. Закрепление пройденного. Представление о действие «сложение». Представление о действие «вычитание». Представление «один-много». Закрепление пройденного. Число и цифра 1. Пространственные отношения: внутри, снаружи. Число и цифра 2. Пара. Представление о точке и линии. Число и цифра 3. Число и цифра 4. Число и цифра 5. Закрепление пройденного. Пространственные отношения: спереди, сзади. Сравнение групп предметов по количеству. Обозначение отношений: больше-меньше. Временные отношения: раньше, позже. Число и цифра 6. Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины. Число и цифра 7. Закрепление пройденного. Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы. Число и цифра 8. Представление об объеме. Число и цифра 9. Число и цифра 0. Число 10. Представление о сложении и вычитании в пределах 10. Закрепление пройденного. Всего Количество занятий 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 36 3.2. Методическое обеспечение к программе. № Название раздела Формы и способы работы 1 «В мире звука и Групповая букв» теоретическая и практическая образовательная деятельность 2 «Занимательная Групповая математика» теоретическая и практическая образовательная деятельность Дидактические материалы полоски-схемы звукового состава слов; фишки-карточки; демонстрационный ираздаточный материал; наглядно-методическийматериал; индивидуальные тетрадивлинейку; цветные карандаши; простой карандаш,ручка; индивидуальные рабочие тетради. счетные палочки; геометрическое лото; индивидуальные тетради в клетку; линейка; демонстрационный и раздаточный материал; наглядно-методическийматериал; цветные карандаши; простой карандаш,ручка; индивидуальные рабочие тетради Список литературы: 1. Бадулина О.И. Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму:Тетради №1, №2. 2. Гаврина С.Е., Кутявина Н Л, Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Учимся читать. Серия «Школа для дошколят». – Издательство «Росмэн-Пресс»,2002 3. Герасимова А.С., Жукова О С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольников. – Изд. Олма Медиа Групп. – М., 2007 4. Ильин М.А. Готовим ребѐнка к школе. – Издательский дом «Литера»,2004 5. Истомина Н.Б., Муртазина Н.А. Готовимся к школе. Тетради поматематике №1, №2. 6. Казинцева Е.А., Померанцева И.В. Формирование математических представлений. –В.: Учитель, 2009 7. Программа обучения и развития детей 5 -7 лет «Предшкольная пора» / авт.-сост. Т.М. Андрианова 8. Программа «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 9. Соколова Ю.А. Игры и задания на готовность к школе. – М.: Эксмо,2010 10. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М.: 2001 11. Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2013