Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Развивайка»

Оглавление
I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ................................................................................................................ 2
1.1.

Пояснительная записка..................................................................................................... 2

1.2.

Цель и задачи программы ................................................................................................ 2

1.3.

Принципы построения и реализации программы .......................................................... 2

1.4.

Ценностные ориентиры .................................................................................................... 3

1.5.

Результаты освоения программы .................................................................................... 3

1.6.

Система отслеживания и оценивания результатов развивающей работы .................. 4

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ............................................................................................... 5
2.1. Раздел «В мире звуков и букв» ........................................................................................... 5
2.2. Раздел «Занимательная математика» ................................................................................. 5
2.3. Материально-техническое обеспечение программы:....................................................... 5
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ........................................................................................... 6
3.1. Учебно-тематический план ................................................................................................. 6
3.2. Методическое обеспечение к программе........................................................................... 8
Список литературы: ....................................................................................................................... 9

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа по подготовке детей 5 – 7 лет к
школе разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и
ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой и УМК «Планета знаний» «В мире звуков и букв», «В мире
чисел и цифр» авторов Т.М.Анриановой, И.Л.Андриановой.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все
сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых,
продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в
основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения
начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.
Программа имеет социально-педагогическую направленность и предусматривает
создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей
раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это
обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику
довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не
только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где
любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы
эмоционально- волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий
первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных
действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между
дошкольным и начальным общим образованием.
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей
и школы. Интеллектуальная готовность ребенка является приоритетной для успешного
обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование мотивации учения, ориентированной на
удовлетворение познавательных интересов; подготовка к умению читать и писать,
развитие речи и произвольности психических процессов; развитие интереса детей к
математике в процессе ознакомления с количеством и счетом, изменением и сравнением
величин, пространственными и временными ориентировками.
Задачи программы:
 обеспечение преемственность между дошкольным и начальным школьным
образованием;
 сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование
ценностного отношения к здоровому образу жизни;
 формирование и развитие у ребенка необходимого уровня двигательных навыков,
физической и умственной трудоспособности, познавательных способностей, образного
мышления и воображения, словесно-логического мышления;
 формирование умений общаться со сверстниками и взрослыми, необходимого уровня
монологической и диалогической речи;
 формирование целостных представлений о мире;
 создание условия для развития детей старшего дошкольного возраста, позволяющие им
в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.
1.3. Принципы построения и реализации программы
Основными принципами подготовки к обучению являются:

 учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей;
 единство развития, обучения и воспитания;
 уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с
разумной требовательностью
 комплексный подход при разработке занятий
 вариативность содержания и форм проведения занятий
 систематичность и последовательность занятий;
 сознательность и творческая активность;
 наглядность;
 доступность и достаточность.
Порядок организации работы по программе:
 продолжительность обучения 9 месяцев (сентябрь– май);
 наполняемость групп детей дошкольного возраста до 10 человек;
 временная структура – 1 занятие 2 раза в неделю;
 продолжительность занятия 30 минут с перерывом на 3 минуты.
1.4. Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах
дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные
требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
 физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками:
самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает
элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными,
игрушками, книгами;
 знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
 владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и
конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и
произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
1.5. Результаты освоения программы
По окончанию изучения программы ребенок научится:
 правильно произносить все звуки;
 выделять из слов звуки;
 отчетливо и ясно произносить слова;
 выделять слова и предложения из речи;
 соблюдать орфоэпические нормы произношения;
 раскрывать смысл несложных слов;
 давать описание знакомого предмета;
 пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорнымиллюстрациям;
 составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
 различать геометрические фигуры по форме, по цвету, по размеру;
 называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
 определять количество предметов в пределах 10, соотноситьколичество с цифрами;
 устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и
обратном направлении;

 присчитывать и отсчитывать по одному, по два;
 ориентироваться в пространстве;
 ориентироваться в тетради в клетку.
1.6. Система отслеживания и оценивания результатов развивающей работы
Цель диагностики: выявление уровня речевого развития и уровня развития
математических представлений ребенка (начального уровня и динамики развития,
эффективности педагогического воздействия), изучение личностно-социального
поведения.
Для диагностики используются материалы Л.Паньковой «Проверяем готовность
ребенка к школе» и О.Н.Земцовой «Тесты для детей 5-6 лет».

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Раздел «В мире звуков и букв»
Содержание данного раздела позволяет организовать работу по направлениям:
подготовка к обучению чтению и развитие связной речи.
При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на
определенные темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее
назначение, ее особенности.
Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха
детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении
предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом
слова и подготовкой к освоению механизма чтения. В программе предусмотрено развитие
активного словарного запаса путем работы над лексическим значением слов.
Развитие речи – неотъемлемая часть подготовки детей к чтению. Развитие связной
речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя
языка ребенка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи;
формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления,
начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова.
2.2. Раздел «Занимательная математика»
Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя
геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках
предметов, ориентироваться в пространстве. Подготовка к изучению математики в школе
осуществляется в трех направлениях:
 формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых
в начальной школе;
 логическая подготовка, которая включает формирование логических умений,
составляющих основу формирования понятия числа;
 символическая подготовка – подготовка к оперированию знаками.

Работа по развитию и укреплению мелкой моторики рук.

 Штриховка (Тетрадь в линию);
 Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры,
прямые и наклонные.
 Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на уроках
математики.
2.3. Материально-техническое обеспечение программы:
магнитная доска, цветные маркеры, простые карандаши; цветные карандаши: синий,
красный, зеленый, желтый на каждого ребенка; тетради в крупную; тетради в косую
линейку, касса букв и слогов, касса цифр, счетные палочки, пеналы с разрезным
раздаточным материалом.

III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебно-тематический план
«В мире звуков и букв» (1 занятие в неделю)
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Содержание раздела

Количество
занятий

Речь. Слово. Звук. Слоги.
Буква Аа.
Буква Яя.
Буква Оо.
Буква Ёѐ.
Буква Уу.
Буква Юю.
Буква Ээ.
Буква Ее.
Буква Ии.
Буква Ыы.
Гласные звуки и буквы гласных. Повторение.
Звуки [м], [м’]. Буква Мм.
Звуки [н], [н’]. Буква Нн.
Звуки [р], [р’]. Буква Рр.
Звуки [л], [л’]. Буква Лл.
Звуки [г], [г’]. Буква Гг.
Звуки [к], [к’]. Буква Кк.
Звуки [з], [з’]. Буква Зз.
Звуки [с], [с’]. Буква Сс.
Звуки [д], [д’]. Буква Дд.
Звуки [т], [т’]. Буква Тт.
Звуки [б], [б’]. Буква Бб.
Звуки [п], [п’]. Буква Пп.
Звуки [в], [в’]. Буква Вв.
Звуки [ф], [ф’]. Буква Фф.
Звук [ж]. Буква Жж.
Звук [ш]. Буква Шш.
Звук [ц]. Буква Цц.
Звук [ч’]. Буква Чч.
Звук [щ’]. Буква Щщ.
Звуки [х], [х’]. Буква Хх.
Звук [й’]. Буква Йй.
Буквы Ьь, Ъъ.
Закрепление пройденного.
Всего

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
36

«Занимательная математика» (1 занятие в неделю)
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Содержание раздела

Отношение часть-целое.
Пространственные отношения: на, над, под.
Пространственные отношения: справа, слева.
Пространственные отношения: между, посередине.
Закрепление пройденного.
Представление о действие «сложение».
Представление о действие «вычитание».
Представление «один-много».
Закрепление пройденного.
Число и цифра 1.
Пространственные отношения: внутри, снаружи.
Число и цифра 2. Пара.
Представление о точке и линии.
Число и цифра 3.
Число и цифра 4.
Число и цифра 5.
Закрепление пройденного.
Пространственные отношения: спереди, сзади.
Сравнение групп предметов по количеству.
Обозначение отношений: больше-меньше.
Временные отношения: раньше, позже.
Число и цифра 6.
Пространственные отношения: длиннее, короче.
Сравнение длины.
Число и цифра 7.
Закрепление пройденного.
Отношения: тяжелее, легче.
Сравнение массы.
Число и цифра 8.
Представление об объеме.
Число и цифра 9.
Число и цифра 0.
Число 10. Представление о сложении и вычитании в пределах 10.
Закрепление пройденного.
Всего

Количество
занятий

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
36

3.2. Методическое обеспечение к программе.
№ Название раздела Формы и способы работы

1 «В мире звука и Групповая
букв»
теоретическая и
практическая
образовательная
деятельность

2 «Занимательная Групповая
математика»
теоретическая и
практическая
образовательная
деятельность

Дидактические материалы





















полоски-схемы
звукового состава слов;
фишки-карточки;
демонстрационный ираздаточный
материал;
наглядно-методическийматериал;
индивидуальные тетрадивлинейку;
цветные карандаши;
простой карандаш,ручка;
индивидуальные
рабочие тетради.
счетные палочки;
геометрическое лото;
индивидуальные тетради в клетку;
линейка;
демонстрационный
и
раздаточный
материал;
наглядно-методическийматериал;
цветные карандаши;
простой карандаш,ручка;
индивидуальные рабочие тетради

Список литературы:
1. Бадулина О.И. Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму:Тетради №1, №2.
2. Гаврина С.Е., Кутявина Н Л, Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Учимся читать. Серия
«Школа для дошколят». – Издательство «Росмэн-Пресс»,2002
3. Герасимова А.С., Жукова О С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и обучения
дошкольников. – Изд. Олма Медиа Групп. – М., 2007
4. Ильин М.А. Готовим ребѐнка к школе. – Издательский дом «Литера»,2004
5. Истомина Н.Б., Муртазина Н.А. Готовимся к школе. Тетради поматематике №1, №2.
6. Казинцева Е.А., Померанцева И.В. Формирование математических представлений. –В.:
Учитель, 2009
7. Программа обучения и развития детей 5 -7 лет «Предшкольная пора» / авт.-сост. Т.М.
Андрианова
8. Программа «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,
М.А.Васильевой
9. Соколова Ю.А. Игры и задания на готовность к школе. – М.: Эксмо,2010
10. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М.: 2001
11. Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х
частях. – М.: Просвещение, 2013


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».